В Украине множится число машин с номерами европейских стран. Мы это видим на улицах. В сетях шутят: «Теперь мы знаем, какая в Европе культура вождения – подрезают, повороты не включают, скорость превышают, паркуются, где попало…» Пока это вызывает улыбку – все знают, что на машинах с номерами из ЕС ездит наш брат украинец, может быть и за границей ни разу не бывавший.

Ввоз нерастаможенных машин в Украину – банальное желание не платить налоги. И покупателей таких машин нельзя осуждать. Человек, желающий купить машину подешевле, всегда прав. Тем более, что чаще всего людям просто не хватает денег на уплату налогов, тогда как машина становится предметом первой необходимости. Кому, скажите, хочется удваивать цену, выплачивая по полной программе все налоги, которыми у нас обложено приобретение машин?

Особенно остро проблема встала за последние кризисные годы. Создаются новые семьи, рождаются дети, – они не могут и не должны терять в элементарном качестве жизни, еще десять лет ожидая экономического роста. Поэтому даже законопослушные граждане на свой страх и риск заказывают авто в Литве, Эстонии, Болгарии… Оттуда привозят 5-10 летние машины в хорошем состоянии. За 2-3 тыс. евро уже есть то, что вполне нормально может бегать по ухабистым дорогам Украины.  А за 5-10 тысяч и на авто сегментом повыше можно смотреть.

Они свободно ездят, их никто не трогает. Робкие (пока на словах) попытки принудить к легализации вылились в сумбурные акции протеста. Что показало, кстати, масштабность наличия у украинских граждан иностранных машин. В целом же, руководители страны и чиновники уже несколько лет делают вид, что  проблемы нет. Ну, ездят себе машины нелегальные, и пусть. Никому они не мешают.

Но появляются проблемы, которых раньше не было. Уже есть жалобы на то, что становясь участниками ДТП, водители на таких авто удирают с места происшествия. А поскольку они официально нигде в Украине не зарегистрированы, то и найти их полиция не может. Еще одна проблема у фактических владельцев таких машин –  они не могут ею легально распорядиться, продать.

Но самая большая проблема не административная, не налоговая, не юридическая. Самая большая проблема – моральная. Чтобы ее решить, надо ущемить чьи-то интересы.

Фактически наши чиновники завели ситуацию в тупик, доведя ее до состояния неразрешимой. Что делать? На мой взгляд, есть три варианта решения проблемы. Два плохих, и один хороший.

1. Заставить всех фактических владельцев нерастаможенных авто выплатить налоги, арестовывая машины на дороге. Но большинство просто не потянет уплату налогов, а значит выйдут на протесты, потому что затронуто будет «святое» – право распоряжаться личными машинами.

2. Простить эти налоги, задним числом изменив нормы законов и нормативных актов. Но это несправедливо по отношению к добросовестным покупателям машин, которых тоже в стране немало.

3. Изменить общие правила налогообложения и ввоза в страну авто, коренным образом уменьшив или отменив сборы, с тем, чтобы в Украину несколько лет свободно заходили автомобили. Это наиболее приемлемое для людей решение. Хотя и несколько ущемляет интересы тех, кто купил новое авто за последние год-два. Но такого решения категорически не зачет правительство. Потому что испугается за поступления в бюджет.

А ведь образец у нас есть – в прошлом году был принят закон, разрешающий ввозить с минимумом выплат одно авто лично для себя. Его действие стоит распространить на все авто без ограничения. Да, в нашу страну въедет много б/у-машин. Но также пропорционально увеличится и приток новых. Да, уменьшится поступление от единоразовых налогов. Но увеличится экономическая мобильность людей, косвенные выгоды для бюджета будут даже выше.

Мы пропустили срок, когда в страну в 90-х надо было запустить неограниченное количество автомобилей – неважно, новых или с пробегом. Наш парламент тупо стоял на страже интересов Васадзе с его крупноузловой, но мелкооптовой сборкой. И что? Где наша автомобильная промышленность? Это те повозки, которые используются у нас в качестве автобусов-маршруток?

Одна из причин нынешней бедности украинцев – это жадность наших чиновников и политиков начала 90-х, которые практически с первых лет независимости стран установили высокие заградительные налоги на автомобили. Житель украинского села или небольшого города, даже полностью работоспособный и квалифицированный, оказался прикован к своему двору и дому, потому что работа в местном колхозе или заводе исчезла, общественного транспорта там не было никогда, а купить машину ему возможности не дали.

А вот все страны Восточной Европы за один год захлестнула волна подержанных западноевропейских авто, которые отдавали почти даром, лишь бы увезли. Безработный поляк купил старый немецкий драндулет, и поехал искать работу или затеял свой торговый бизнес, а безлошадный украинец принялся пьянствовать, не выходя со двора.

Ситуация не сильно изменилась. По-прежнему надо дать возможность каждому купить хоть какую-то, но свою машину.