О налогах, законах и правах: В «Авто Евро Силе» откровенно рассказали о том, почему в правительстве Литвы больше их сторонников, чем в Верховной Раде.

Накануне масштабной 100-тысячной акции, которую владельцы автомобилей на еврономерах 6 сентября проведут перед Верховной радой, журналист autonews.ua пообщался с одним из основателей общественной организации «Авто Евро Сила» (далее АЕС) Олегом Ярошевичем и узнал, чего ждать после митинга, почему против участия в нем политсил, а также, как АЕС фильтрует свои ряды и почему в правительстве Литвы больше их сторонников, чем в Верховной раде.

«НА ЗАКАРПАТЬЕ СЧИТАЮТ ЛОХОМ, ЕСЛИ НЕ НА ИНОСТРАННОЙ РЕГИСТРАЦИИ»

– Давайте начнем с главного вопроса – сколько украинцев владеют автомобилями на временном ввозе?

На сегодня их приблизительно насчитывается около 3 млн человек. Точной цифры не может дать никто – ни мы, ни ГФС. На апрель 2017 года по официальным данным, которые мы получили, было около 2,2 млн автомобилей. На октябрь 2016 года ГФС давала данные, что 500 тыс автомобилей попали в Украину в режиме временного ввоза, и 230 тыс – в режиме транзита. Ежемесячно в Украину ввозят порядка 50 тыс машин на еврономерах.

– В каких областях их больше всего?

Понятно, что больше всего в приграничных областях – Черновицкой, Закарпатской, Львовской, Волынской.

На Закарпатье если ты не ездишь на иностранной регистрации, тебя считают лохом, потому что никто не знает, зачем кому-то платить такие деньги. Потому, что если посмотреть доходы в бюджет от растаможки авто, то основная масса денег – 83% идет на содержание украинского автопрома и экологические проблемы – то есть в огромную дырку в карман Васадзе и еще каким-то олигархам, которые так отмывают средства.

– Какой портрет среднестатистического хозяина автомобиля на еврономерах?

Он достаточно простой. Самое главное, у нас люди – это средний класс людей, самозанятых. Это люди, которые не зависят от зарплаты и умеют и хотят разбираться в законодательстве, своих правах и обязанностях перед государством. У нас нет интереса нарушить законы или правила. Первый признак покупки такого транспортного средства является понимание, что автомобиль – это средство передвижения, а не в коем случае не ценность, метод сохранения денег («я купил автомобиль за $5000 и хочу через 5 лет продать за $5000»), или признак статуса.

«ПОМОГАЕМ ЮРИДИЧЕСКИ, НО СВОИХ НАРУШИТЕЛЕЙ СДАЕМ В ПОЛИЦИЮ»

– «Авто Евро Сила», ГО «ЗАВТРА», – есть другие крупные организации, которые объединяют владельцев «еврономеров»?

Еще есть организация «Вільні люди мають авто». Но если говорить о крупных, то аналогов «Авто Евро Силе» в Украине нет.

– Сколько у вас действительных членов и тех, кто поддерживает?

Тех, кто поддерживает – от 200 до 300 тысяч, потому, что нам всего один год. Кстати, это будет 6 сентября. И официальных членов около АЕС 10 тысяч.

– Такой массой тяжело управлять?

Дело в том, что изначально мы, люди, которые в свое время работали в бизнесе, строили свою организацию на основании правильных отношений – порядочности, открытости. Мы построили большую семью, которой управлять достаточно комфортно, потому, что каждый человек знает, что ему нужно в этой организации, чего он хочет добиться. И самоорганизация – наверное самый большой наш плюс, потому, что люди объединяются вокруг большой проблемы, которую нужно решить. И каждая семья, которая сформировалась в разных областях, достаточно управляема. Руководители на местах знают почти каждого человека лично, они знакомятся, встречаются.

– Что нужно, чтобы стать членом АЕС? Что человек получает взамен?

Членство дает понимание и обучение тому, на что ты имеешь право, а что обязан. На сегодня мы обучаем людей, как изучать законы, знать все о Таможенном кодексе, Админкодексе, о Законе о полиции, Конституцию. Согласно этим документам, мы даем возможность людям выучить и быть осведомленными, как вести себя при остановке транспортного средства, при отношениях с таможней. Годовой взнос для членства в организации – 700 грн. За 700 грн человек получает круглосуточную поддержку юристов. Если он не знает статус своего автомобиля, мы помогаем узнать статус (многие даже не знают, в каком режиме заехал их автомобиль). При этом, прежде чем принимать человека, мы проверяем его автомобиль. Если он вне закона (числится в угоне, на нем совершили преступление), то человек не может стать членом нашей общественной организации. Для нас очень важно обеспечение стандартов. Если мы хотим что-то менять в стране, то и сами должны быть в законном поле. Также помогаем застраховать автомобиль, или если на нем нужно сделать перезаезд.

И второе – это, все-таки, мы формируем базу данных автомобилей на еврономерах. И уже есть десятки случаев, когда полиция и другие госорганы воспользовались нашей помощью, чтобы найти автомобиль или выяснить его владельца. Мы не просто сотрудничаем с государством, но и наказываем нарушителей, делаем все, чтобы передать их органам полиции, чтобы та уже применяла меры воздействия. Не могу сказать, что нарушителей мало. И пьяных ловят, и тех, которые попадают в ДТП.

«НАЙТИ СБЕЖАВШЕГО ВЛАДЕЛЬЦА ПРОЩЕ ПРОСТОГО»

– Кстати о ДТП. Что скажете на обвинения, мол, на «еврономерах» ездят беспредельщики, которые в случае чего бросают машины?

СМИ кричат, что все проблемы в Украине от автомобилистов, которые ездят на «еврономерах». Это неправда. Все проблемы из-за того, что абсолютно некорректно готовят водителей. Сейчас за $500 можно, не учившись, купить себе права. И это наибольшая беда.

Могу откровенно сказать, что ни одна машина, которая привезена в Украину, не завезена сюда контрабандой. Второе – ни один «евро»-автомобиль, который ездит в Украине, не находится тут без техосмотра. Это еще один большой плюс, в отличие от украинских автомобилей, потому, что обнищание людей привело к тому, что людям не хватает денег, чтобы вовремя менять тормозные колодки или еще что-то. И человек думает «ну и черт с ним, буду как-то так ездить». И если брать статистику, то от общего количества всего 18% ДТП совершено автомобилями на иностранной регистрации.

Правоохранители говорят, мол, владельцы «еврономеров» бросают машины и скрываются. Но когда мы с ними дискутируем, говорим: «вы просто некачественно выполняете свои обязанности». Потому, что найти владельца автомобиля на иностранной регистрации проще простого. Первый раз он проходит регистрацию, когда на границе проходит паспортный контроль: он дает техпаспорт и документ гражданина Украины. Это забивается в базу. Второй раз он показывает документы, когда проходит таможенную проверку. И третий раз, причем, эта база самая открытая, – когда приезжает в Украину и идет страховаться. 99% автомобилей на иностранной регистрации застрахованы в Украине. Так что наша «неуловимость» – не больше, чем миф.

«НАШИ ЗАКОНЫ ДИСКРИМИНИРУЮТ НАС ПЕРЕД ИНОСТРАНЦАМИ»

– Законы, на которые вы опираетесь, ввозя авто на временном ввозе, существуют уже давно. Почему сейчас такое явление, как «автомобиль на еврономерах», стало таким массовым?

В 2014 году произошла девальвация гривни в 3 раза. И даже те, кто считал себя обеспеченным и даже успешным, были вынуждены закрывать свои бизнесы, выживать вообще. И у нас есть тысячи историй, когда люди благодаря автомобилям смогли выжить. Они продали украинский автомобиль, купили европейский, на разницу рассчитались с долгами и как-то выжили.

Ну и основная причина – непутевость нашего законодательства (Таможенного кодекса), и то, что наша страна не использует за основу, или вообще не использует международные договора, которые были подписаны в ассоциациях и были ратифицированы Украиной. Ведь мы, люди, которые ездят на автомобилях с иностранной регистрацией, мы используем международные договоры, международное законодательство. Мы доказываем, что это общепринято во всей Европе и ратифицировано в Украине. Мы пользуемся Стамбульской конвенцией, где четко прописано, что транспортные средства на иностранной регистрации, которые принадлежат юридическим лицам или компания, и используются в личных целях, имеют право на это, это и это. В данном случае необходимо пользоваться Таможенным кодексом Украины и международными законодательными актами – Стамбульской конвенцией, которая ратифицирована Украиной еще в 2004 году.

И вот в коллизии законов есть пробел, которым и пользуются водители всех транспортных средств. Они заезжают на территорию Украины для личного пользования в режиме транзит на срок от 5 до 10 дней (в зависимости от таможенного перехода). И еще один путь, который они используют – транспортные средства на иностранной регистрации, которые завезены нерезидентами. Они имеют право тут использоваться на протяжении 365 дней.

Эта коллизия законов встает в противоречие с Конституцией Украины. В Конституции четко прописано, что не может быть дискриминирован гражданин Украины. А мы считаем, что это дискриминация, когда украинцу позволяют ехать на 5 или 10 дней, а иностранцу разрешают на 365. Хотя написано – не может быть дискриминации по цвету кожи, вероисповеданию или принадлежности к гражданству. У нас есть эта дискриминация и мы с нею боремся.

ЕВРОНОМЕРА С КАЛЬКУЛЯТОРОМ, ИЛИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ $3,5 МЛРД В БЮДЖЕТ

– В интернете высказывались мысли, что если сделать ввоз иномарок из Европы по минимальным акцизам, то это создаст чуть ли не миллионы рабочих мест. Как думаете, это и правда может подстегнуть экономику?

Однозначно! Говорят, мол, мы не платим налоги. Уважаемые, мы платим налоги, мы хотим платить налоги, мы предлагаем законодательство, которое даст возможность заплатить в бюджет. Никто не учитывает, что мы заправляем свои автомобили на украинских заправках украинским топливом, где учитывается до 40% налогов на пользование транспортными средствами на дороги. Мы платим эти налоги каждый день, заправляя машины. Если мы говорим, что мы в группе риска, то да. Каждый человек, который управляет «еврономером», он в группе риска, потому, что не является собственником. Руководство страны должно дать нам возможность физически владеть этими транспортными средствами.

Смотрите на цифры. Нашим единственным требованием является растаможка как в Европе. Мы требуем, чтобы в Украине это стоило от $300 до $500. Если 3 млн автомобилей, завезенных в Украину, растаможить по $500, то мы имеем $1,5 млрд поступлений в бюджет. Есть еще дефицит на автомобили в Украине, который составляет приблизительно 4 млн автомобилей – и это еще приблизительно $2 млрд, которые люди с удовольствием занесут в бюджет Украины.

Если завезут такое количество автомобилей, это даст работу людям, которые продают запчасти, которые ремонтируют и обслуживают такие автомобили, и так далее. Людям будет заработок, им не придется ехать куда-то гастарбайтерами в Европу.

А еще есть другие суммы. Сейчас каждый месяц в Украину ввозят приблизительно 50 тыс «еврономеров», и за каждый мы платим примерно по 450 евро, чтобы поставить его на учет и застраховать. Получается 22,5 млн евро, которые идут в бюджет Польши или Литвы, чтобы сделать украинца якобы совладельцем этого автомобиля. А они могли бы идти Украине, если бы государство признавало эти автомобили.

– В обществе задают вопрос – ваши идеи несправедливы к тем, кто платил все акцизы и сборы, покупая авто. Мол, они все платили, а вы платить не хотите. Что скажете на это?

Этот вопрос задают очень часто. Давайте возьмем математику. Допустим, завтра мы добьемся, что любое транспортное средство будет доступно каждому человеку. Это значит, что широкое окно возможностей откроется перед каждым украинцем. И не только перед тем, который когда-то заплатил много, но и перед его детьми, которым уже не нужно будет десятки лет копить на машину. Нужно чтобы мы поняли, что автомобиль, это не роскошь с высоким порогом вхождения, которая есть у одних, и ее нельзя иметь другим. Это средство передвижения, бизнеса, комфорта. Это станет доступно для каждого гражданина, вне зависимости от того, потеряет он сейчас, или не потеряет вообще ничего. Цены на автомобили уже сильно опустились. А если сделать их доступными, это благо станет доступным всем. В этом не теряет никто, плюсы будут для всех.

«ДАЕМ МЕСЯЦ, ИНАЧЕ СЛЕДУЮЩИЕ АКЦИИ БУДУТ БОЛЕЕ АГРЕССИВНЫ»

– Давайте перейдем к вашей акции 6 сентября. До этого вы не раз собирали митинги, но власть не особо прислушивалась. Сделали ли вы работу над ошибками? Будете ли менять подходы и стратегию давления на власть?

Мы абсолютно изменили тактику по отношению к власти, и первое, что сделаем в понедельник, в первый день работы Рады, – будем отзывать законопроект 5567. Это законопроект, который должен был бы быть переходной моделью к растаможиванию. Мы предлагали закон 5567, чтобы увидеть, сколько людей и транспортных средств находятся на территории Украины. Второй момент – чтобы наполнить бюджет, про который все кричат, что мы шаровики, и что по этому закону от 200 до 400 евро в год каждый гражданин Украины должен был бы внести за пользование транспортными коридорами Украины. Мы его отзываем, потому, что это недозакон, такой себе ящик Пандоры.

Требованием 100-тысячной акции будет доступное растаможивание каждому украинцу. Требование растаможки как в Европе. Мы понимаем, что власть нас боится, и то количество людей, которое мы собираем возле Верховной рады, стало причиной того, что вся Рада поменяла свой график работы. Первым делом на среду, 6 сентября, отменили заседание Рады. Отменили и работу комитетов. Власть боится людей, не хочет идти на общение. Это позорная ситуация.

– У вас есть какие-то конкретные предложения?

У нас есть несколько законопроектов, грамотно написанных юристами. Их мы и представим 6 сентября.

– Каких результатов ждете?

Акция 6 сентября – это мирная предупредительная акция. Для принятия в исполнение мы даем депутатам, комитетам месяц. Если ничего не изменится, то следующая акция будет еще более массовая, еще более агрессивная.

– Что имеете в виду под словом «агрессивная»?

Это уже будем смотреть. Не буду ничего анонсировать, но власть у нас – наемные менеджеры. Это может быть требование отозвать всех депутатов, может быть давление на президента, который является гарантом конституции. Пока мы говорим – мы, громада, мы, граждане Украины требуем принятия законодательства, которое связано с растаможиванием транспортных средств.

К слову, мы не одни будем выходить под стены Рады. К нам присоединятся сотни общественных организаций, и общим требованием будет отмена дискриминации прав украинцев в разных отраслях. Ведь ущемлены права бизнесменов, вкладчиков банков, воинов АТО, медработников, сотрудников МВД. Так мы не дадим власти дискредитировать АЕС, нас не можно будет назвать ни «рукой Кремля», ни «рукой Европы». Мы – граждане Украины, которые задают непосредственный вопрос о том, что дискриминируют наши права.

«ДЕПУТАТЫ В РАДЕ КАК ФЛЮГЕРЫ»

– Вас активно поддерживал нардеп Владимир Парасюк. Сотрудничает ли он с вами сейчас? Кто кроме него поддерживает ваше движение?

Нам не нужна поддержка депутатов. Нам нужна от них работа. Мы граждане Украины, у нас экономические требования, мы имеем на это право. Поэтому на нашей акции не будет политических акций, политических спекуляций, политических лозунгов и флагов.

Владимир Парасюк представлял интересы нашей общественной организации в Раде, потому, что он как нардеп – субъект законодательной инициативы. Он занес и зарегистрировал законопроект, также с Юрием Деревянко они участвовали в разработке законопроекта.

Знаете, я каждый раз перестаю верить всем депутатам. Потому, что все, кто подписались под законопроектом 5567, а это около 114 депутатов, они знаете, как… как флюгеры: куда ветер подует, так они и поступают. На сегодня даже они имеют не свою позицию, а поддерживают более провластную структуру.

– Рассчитываете ли вы в конце концов стать тем главным ветром, который направит этот флюгер в нужную сторону?

Я верю в наших людей, что они не будут безразличны и придут отстоять свои права. Потому, что мы сейчас организовали, в Украине никогда не было. Мы не платим никому ни копейки, люди за свои права выходят на улицу. И мы дали им надежду, что поменять что-то в этой стране возможно, только объединившись. И сейчас, повторюсь, власть нас боится – она из-за нас отменяет заседание Рады. И люди должны понимать, что их боится 400 человек, которых мы выбрали для управления страной.

– В середине августа был инцидент – ваш автомобиль обстреляли под Белой Церковью. Что сейчас с этой историей?

Знаете, я не хочу даже говорить об этой истории, и объясню почему. Давление на общественных деятелей всегда было и будет. Я не хочу раздувать этот вопрос, чтобы не говорили, что меня ущемляют и еще что-то. Да, в первый день я выключил телефон, действительно переживал за свою жизнь и здоровье. Но раскручивать и давать интервью телеканалам не стал, чтобы не случилось, как это было на Майдане – пропал человек, потом отрезанное ухо, потом он стал министром. Могу сказать, что моя семья в безопасности, а раскручивать тему не хочу, чтобы этим не воспользовался вообще никто.

«НАС ПОДДЕРЖИВАЕТ ПРЕМЬЕР ЛИТВЫ»

– И добрались мы до последнего вопроса. На сайте АЕС есть петиция к правительству Литвы. Почему именно Литвы, ведь польских машин тоже много?

Основная масса автомобилей (около 70%) находится на номерах Литовской республики. Первая причина того, что мы сделали петицию к Литве – нам дали возможность общаться с первыми лицами страны. Второе – лояльное отношение их президента Дали Грибаускайте к Украине. И третье – модель, которую мы хотели отработать, более близка к Литве. Когда мы отработаем с Литвой, такие петиции будем отправлять в Польшу, Словакии, Болгарии.

Мы уже вышли на диалог – общаемся и с премьер-министром Литвы, и с людьми, которые имеют отношение к автомобильному транспорту. Все заинтересованы, потому, что Украина – это огромный рынок, а Литва – это площадка для дешевой растаможки и максимального узаконивания транспортных средств, которые заезжают на территорию Украины. Этот процесс растянут во времени, но он идет и обратного хода не имеет. Так что у нас есть еще и моральная поддержка со стороны Литовского государства.