Антимонопольное ведомство решило одернуть продавцов бензина по поводу роста цен, пишет «Деловая столица». Однако, такие действия уже стали традиционными, и обычно не дают ощутимого результата.

АМКУ против цен на топливо

Антимонопольный комитет в очередной раз озаботился ростом цен на топливо, и подал крупным сетям АЗС свои рекомендации, касающиеся их установления. Ведомство указывает, что европейские котировки на дизтопливо и бензин являются факторами, которые влияют на розничные цены на топливо в Украине. А поскольку котировки в Европе начали снижаться еще с 12 марта, то это должно было повлечь уменьшение как закупочных, так и розничных цен на нефтепродукты в Украине. Но расценки на информационных табло украинских АЗС продолжили расти.

Поэтому АМКУ советует сетям воздержаться от действий, которые могут привести к нарушению законодательства о защите экономической конкуренции на рынке, и «принять меры по установлению розничных цен на топливо на уровне, который бы существовал при условии значительной конкуренции на рынке и соответствовал объективной ситуации на рынке».

Такая витиеватая формулировка объясняется тем, что Антимонопольный комитет не уполномочен влиять на цены непосредственно, а должен лишь следить за тем, чтобы компании не вступали в антиконкурентный сговор с целью поднятия цен.

Свои рекомендации АМКУ направил крупнейшим компаниям, работающим под брендами WOG, OKKO, Ukrnafta, AMIK, Shell, Socar, UPG, БРСМ, Avantage-7 и Glusco.

На сколько выросли цены

Реакция АМКУ появилась не на ровном месте. Цены на бензин и дизтопливо в Украине росли весь февраль, что и вызвало беспокойство власти. Еще 4 марта премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что Министерство экономики начало встречаться с представителями сетей АЗС и выяснять причину роста. При этом, премьер предупредил, что если среди причин подорожания будет заподозрен картельный сговор, то будут начаты проверки «законности функционирования отдельных сетей и станций».

Однако, несмотря на сигналы со стороны власти, топливо продолжило дорожать: по данным консалтинговой компании «А-95», с 24 февраля по 23 марта цены на бензин А-92 выросли с 26,59 до 28,02 грн за 1 л, А-95 — с 27,6 до 29,03 грн, а на дизельное топливо — с 27,03 до 28,27 грн.

Есть ли причина для снижения

Агия Загребельская, соучредитель «Лиги антитраста», считает, что сегодня на украинском рынке топлива существует классический картельный сговор — «ракета и перо»: когда мировые цены растут, цены на АЗС в Украине стремятся вверх, словно ракета. Но когда мировые котировки падают, в Украине они опускаются плавно, словно перышко. Или не опускаются вовсе.

Директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев более дипломатичен в оценке обоснованности нынешних цен на топливо. По его словам, есть целый ряд расчетов, которые свидетельствуют, что цены должны быть ниже. В частности, существуют большие сомнения в обоснованности наценок, которые действуют в ряде сетей. Цена на бензин А-95 стандарта Евро-5 отличается в зависимости от заправки более, чем на 8 грн на литре. При этом, сети поясняют потребителям, что более высокая цена вызвана тем, что к бензину добавляются присадки, которые улучшают его эксплуатационные и экологические характеристики. Но стоимость этих присадок не настолько значительна, чтобы дать разницу в 8 грн.

Вторая претензия к компаниям — непрозрачные и непонятные программы лояльности: клиентам, которые приобрели чашку кофе на АЗС, может быть предложена скидка на топливо в размере 5 грн на литре.

«Это слишком уж большая скидка. Почему нельзя обеспечить снижение цен для всех потребителей на 2 грн, и таким образом привлечь больше клиентов?» — отмечает Геннадий Рябцев.

Третья претензия — когда 1500 заправок, формально принадлежащих разным компаниям, и якобы не связанных отношениями контроля, одновременно и на одну и ту же величину повышают или снижают цены на нефтепродукты. Речь идет о компаниях «Авиас», ANP, «Укрнафта» и других, которые связывают с неформальной группой «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Такие же претензии по поводу синхронности в ценах есть и к сетям импортеров — они покупают топливо у разных поставщиков, имеют разные запасы, но при этом устанавливают цены, которые отличаются лишь на копейку.

Штрафы никого не пугают

По мнению Агии Загребельской, к голосу АМКУ сети АЗС прислушаются, и однозначно сдержат рост цен. Но только — на определенный незначительный процент. При этом, конкурентными (то есть, сформированными вследствие конкурентного соревнования, а не договоренностей между операторами и административного вмешательства) цены однозначно не станут.

«АМКУ уже не впервые выдает подобные рекомендации. Точно так же происходит раз в год в течение уже многих лет», — напомнила она.

Кстати, ведомство уже неоднократно штрафовало операторов АЗС за согласованные действия, но малорезультативно.

«Иначе не было бы необходимости каждый год повторять одно и то же», — констатировала Загребельская.

Напомним, что если ведомство посчитает, что компании нарушают антимонопольное законодательство, то может наложить штрафы, как и делало ранее. Однако это не срабатывало по нескольким причинам. Размеры штрафов были незначительные, а операторы АЗС успешно отменяли их в судах. Кроме того, штрафы налагались на конкретную компанию, а не на целую группу, что позволяло последней закрыть «проштрафившуюся» фирму и не платить.

Надо признать, что сейчас вопрос стоит несколько острее, чем обычно. Как упоминалось, были громкие заявления премьер-министра, при этом котировки на топливо в Европе дают повод АМКУ требовать снижения цен.

Поэтому, скорее всего, на какое-то время после гневного окрика власти цены на топливо действительно остановятся, пока не схлынет волна недовольства государственных чиновников. А потом они снова могут продолжить свой рост, особенно, если на то будут, помимо неформальных, еще и рыночные причины. Кстати, на данный момент на мировом рынке цены котировки на нефть отличаются особой волатильностью.