Взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, прогремевший 26 апреля 1986 года, привел к трагедии, которая была в то время уникальной для человечества. Поэтому не было специальной техники для ее ликвидации. Инженерам пришлось срочно разрабатывать новые машины. Присоединились к этой работе и изобретатели Кременчугского автомобильного завода, пишет «Главком».

На заводе решили создать специальный автомобиль на базе проверенного самосвала КрАЗ-256Б1. Главная задача, которую надо решить конструкторам, — надежная защита водителя автомобиля от воздействия радиоактивного излучения. Для этого нужно было поместить водителя в специальную герметичную непроницаемую для радиации капсулу и обеспечить его продуктивную работу.

Создавая конструкцию капсулы, сначала пытались поместить ее внутри серийной кабины (точнее, на капсулу, закрепленную на раме, сверху «надеть» серийную кабину без пола). Одна из причин такого решения заключалась в требовании заказчика обеспечить маскировку капсулы.

Но когда стали размещать вентиляционную установку, столкнулись с необходимостью серьезной доработки конструкции серийной кабины. Было принято решение не ставить кабину. То есть, пожертвовать маскировкой.

Изготовление самой капсулы тоже оказалось делом не из легких. Ее сваривали из специальных листовых панелей. Внешние слои выполнялись из стального листа толщиной 3 мм, а внутреннее пространство заливалось свинцом.

Толщина свинцовой прокладки на панелях пола составляла 30 мм, на боковых стенках — 25 мм, на крыше – 12 мм.

Для изготовления первого образца потребовалось большое количество свинца. Его свозили со всех предприятий Кременчуга. А для изготовления партии машин пришлось в срочном порядке организовывать доставку 60 тонн свинца из Казахстана.

Окна кабины сделали из специального противорадиационного стекла размером 300х300 мм и толщиной 75 мм. Стеклоблоки были прозрачными, с темно-желтым отливом. Блоки, которые выполняли роль ветрового стекла, обрамлялись свинцовыми рамками.

Из-за задержки с поставками стеклоблоков капсулы в первых восьми образцах не было боковых стекол. Внутренняя обивка кабины была выполнена из винипласта толщиной до 8 мм.

Каждая капсула проходила проверку на радиоактивное проницаемость. В тех местах, где оказывалось проникновения радиации, дополнительно устанавливались внешние накладки из свинца.

Проверку проводили специалисты Восточного горно-обогатительного комбината из города Желтые Воды. Это предприятие занимается добычей и переработкой урановых руд. Кроме этого здесь организовано производство различного радиометрического оборудования для контроля уровня радиации.

Работа фильтровентиляционной установки обеспечивалась от генератора двигателя, а в случае его остановки — от аккумуляторных батарей, количество которых увеличили до четырех.

Для упрощения конструкции на автомобиль не устанавливали обогреватель кабины. Предполагалось, что работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС будут завершены до зимних холодов.

Первый образец специального самосвала выехал за ворота экспериментального цеха 10 июля, а на следующий день он был обкатан в районе Кременчуга.

Пробег по шоссе и грунтовым дорогам составил 26 км. После ряда доработок самосвал отправили в Чернобыль, не дожидаясь изготовления всех машин. Всего было изготовлено 18 самосвалов-ликвидаторов.