Разбираемся в проблемах нашего автопромаПремьер-министр России Дмитрий Медведев поделился со студентами Сибирского федерального университета своими соображениями по поводу отечественного автопрома. Экс-президент признал – пока что российские машины не представляют собой «что-то сверхъестественное», хотя постепенно начинают преодолевать 30-летний отрыв от мировых производителей. В будущем отрасль возродится, и с конвейера начнут сходить современные красивые машины – но только после того, как этим займутся приглашенные профессионалы.
«Отечественный автопром долгое время развивался по особому сценарию, замкнутому, — отметил премьер. — Он был отделен от мирового и поэтому у нас были такие машины».
«С тех пор много воды утекло. Тем не менее, новые образцы, например, нашего ВАЗа, появляются и это не «классические» модели, там с первой по седьмую или какие-то другие, это уже новые, — добавил Медведев. — Я уверен, что красивые автомобили у нас появятся. Но когда — когда этим начнут заниматься профессионалы, которых мы будем приглашать».
Такая постановка дела удивила экспертов, опрошенных Autonews.ru. По их мнению, дизайн советских автомобилей был на мировом уровне, да и сейчас хватает специалистов, готовых нарисовать современный кузов. Другое дело, что условий для их занятости не существует.
«Если всерьез воспринимать то, что говорит Медведев – получается, что своего автодизайна у нас в стране не было. Значит, не было 21-ой «Волги», самобытной «Нивы», да и сделать «семерку» из «копейки», не меняя основных штампов, это тоже задача для талантливых людей. Все это мы должны выкинуть псу под хвост, — негодует автоэксперт Сергей Асланян. — Потом, кому он это рассказывает? Студентам. Как можно говорить им не «мы вас научим – и будут красивые машины», а «мы кого-то позовем»? Да он просто прилюдно этих студентов опустил. Опять нам нужны какие-то варяги».
«Один из таких варягов – Стив Маттин, которого нанял АвтоВАЗ. Неудачник, которого пинком выгнали из «Вольво» и он долго не мог найти себе работу. Что он сделал у нас? Создал какой-то концепт, в основу которого положена главная буква русского алфавита — «Х». Ему еще нужно пару концептов создать – «U» и «Y» , тогда он может считать, что познал жизнь в России. Если следовать этому пути, то мир неудачников огромен. Есть еще Крис Бэнгл, испоганивший дизайн BMW. Вот таких мы и будем приглашать?»
«А успешные дизайнеры к нам не пойдут. Что нужно, чтобы нормально трудился тот же Петер Шраер, который создал ураганную внешность Kia? Он, кстати, избран – первым в истории Кореи – президентом Kia. Президентом-европейцем, я имею в виду. Никогда до этого корейскую компанию не возглавлял европеец. Для его работы нужно, чтобы завод быстро и эффективно умел перестраиваться. Может ли это АвтоВАЗ? Думаю, нет», — заключил Асланян.
Схожей точки зрения придерживается старший преподаватель кафедры дизайна Университета Машиностроения (МГТУ «МАМИ») Илья Лепешкин: «В каком-то смысле Медведев прав. Если учесть, что большинство наших автодизайнеров уезжают за рубеж и успешно там трудоустраиваются. Привлекать их было бы неплохим вариантом».
«Но, наверное, лучше было бы заинтересовать людей, предоставить им условия для работы, чтобы они не уезжали вовсе. Тогда иностранные дизайнеры нам не понадобятся. Вот, например, над концептом АвтоВАЗ’овской «LADA X-Ray» трудился как раз один из выпускников нашей кафедры», — добавил преподаватель.
Напомним, что в будущем российская политическая элита собирается пересесть с немецкого премиум-класса на отечественные машины. Для этих целей было запущено сразу два проекта – «Кортеж» (создание коммерческих машин представительского класса для второго эшелона власти) и «Монолит» (лимузин для первых лиц государства). На реализацию одного только «Кортежа» выделен миллиард евро.
Между тем, первые плоды разработок вызвали скепсис как у автоэкспертов, так и у первых лиц. Так, например, ЗИЛ 4112Р, представленный заводом имени Лихачева, показался журналистам достаточно спорным с точки зрения дизайна (по замыслу создателей, он должен быть «брутален и старомоден»). А лимузин Горьковского автомобильного завода был забракован лично Владимиром Путиным. Еще один претендент на роль машины для главы государства, над которым работает «Маруся-Моторс, будет воплощен в металле только в 2017 году. document.write(«»);