- 07 ноября 2017
Проблема брошенных на улицах «ничейных» автомобилей, в которой на днях разбирались autonews.ua, напрямую связана с вопросом утилизации автохлама.
По состоянию на 2016 год средний возраст украинских автомобилей составлял около 18,5 лет. Можно смело утверждать, что эта цифра немного омолодилась — автотрейдеры сообщали, что за последний год в Украине рынок новых автомобилей вырос, а вдобавок с августа 2016 года к нам по льготным акцизам пошел ощутимый поток транспорта не старше 2010 года выпуска. Так что в какой-то мере автопарк стал омолаживаться.
При этом, в стране огромное количество машин, чей возраст перевалил за тридцатку — почти 30% (данные Моторного (транспортного) страхового бюро Украины). Хотя, по мнению директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, эту цифру точной считать нельзя.
«Люди могут как-то избавляться от старых авто, но с учета не снимать. Когда существовал транспортный сбор, люди были заинтересованы снимать с учета, чтобы его не платить. А сейчас никакой мотивации нет. Так что на самом деле, точной цифры вам никто не скажет. Автохлама может быть как меньше, так и больше», — говорит Олег Назаренко.
Экономика утилизации
Согласно официальным данным от Минэкологии, за последние три года в Украине не было утилизировано ни одного (!) автомобиля. То же autonews.ua сказали и на киевском предприятии «Современный центр утилизации». Эксперты объясняют это тем, что в стране существуют тысячи авторазборок и налаженный бизнес по экспорту металлолома. Одно это обесценивает в глазах автовладельца идею платить кому-то за утилизацию старья, когда на нем можно заработать.
Несложно прикинуть разницу. В законе об утилизации авто, который Рада приняла в 2013 году, базовая ставка «утилизационного налога» при покупке новых легковых авто составляла 5,5 тыс грн, а с учетом различных коэффициентов прибавка к стоимости могла доходить до 30,2 тыс грн. Получается, примерно столько пришлось бы заплатить, если избавляться от автомобиля «по закону». Тогда как, по данным онлайн-площадки Prom.ua, украинские предприятия скупают автохлам по цене от 2000 до 5500 грн за тонну (дешевле всего — в Кременчуге, дороже — в Харьковской области). Также цена зависит от того, сдают авто в сборе или «чистый» кузов.
Таким образом, математика в глазах автовладельцев предельно проста: или вынь да положь минимум 5 тысяч за утилизацию, или получи столько же, отдав машину как металлолом.
Автохлам в обмен на печеньки: почему мы не можем, как другие
Известно, что закон об утилизации старых автомобилей уже несколько лет действует в России. Согласно условий их программы, владельцу автомобиля после его сдачи предоставляют скидку на покупку новой машины (от 25 до 125 тыс руб в зависимости от марки и модели). По такой же логике пытались выписать законодательство и у нас, но не получилось.
Причина, как оказалось, в том, что если подобную практику внедрить у нас, мы неминуемо попадем под обвинения в нарушении правил ВТО.
«В России существуют 23 автомобильных заводов, а сейчас будет запущен 24-й — завод Mercedes. На сегодня там представлены производства практически всех популярных марок автомобилей (не только Subaru, Honda, Suzuki). Поэтому, когда Россия стимулирует сдавать старые и покупать новые авто, никто не может заикнуться, что это не по правилах ВТО. Поэтому Subaru не побежит жаловаться, что россиян подталкивают покупать только российские марки, ведь там есть широкий выбор и иностранных брендов, которые произведены в РФ. В Украине нет такого мощного автопрома, и поэтому, если государство введет такие вещи, это будет оценено как создание преимуществ отечественному производителю. Да, чешские, корейские, китайские фирмы, которые производятся в Украине, возмущаться не будут. Но японские, американские, немецкие сразу побегут в ВТО и скажут, что Украина не имеет права так делать», — объясняют в ВААИД.
Сомневаются в кругах экспертов, что у нас сейчас можно применить и европейскую практику.
«Допустим, в Германии, чем старше автомобиль, тем больше ежегодный транспортный сбор и экологический налог должен платить его владелец. Поэтому, немец заинтересован или продать машину за копейки украинцу, или утилизировать. В Украине же ситуация кардинально другая. В правительстве есть воля ввести экологический сбор. С одной стороны, это подействует — люди отдадут весь автохлам на утилизацию, чтобы не платить экосбор. Но будет и другая сторона. Экологический налог ударят по бедным. Потому, что кто у нас ездит на «Жигулях», «Москвичах» — как раз люди, которые купили их еще в Союзе и могут позволить себе выехать на них раз в год на дачу, чтобы собрать какие-то бурячки. Если забрать у пенсионеров их «Москвичи», кому от этого станет лучше?», — говорит Олег Назаренко.
Кто лоббирует пробуксовку
Неофициально, к слову, «стальное лобби», заинтересованное в стабильном притоке автометаллолома, называют одним из основных противников принятия законодательства об утилизации. Но экономисты говорят, что далеко не последняя роль в этом и автоимпортеров.
«Закон про утилизацию отменили в 2014 году, списав его на «злочинную владу». Сейчас принимать новые законы никто не хочет, потому, что против этого выступают, в первую очередь автоимпортеры. Представьте, что кто-то привозит в Украину 1000 автомобилей и эту же 1000 он потом должен утилизировать. Соответственно, стоимость утилизации им нужно включать в цену, а это распугает клиентов, а они сами будут недополучать прибыль. Поэтому, пока что все друг с другом договариваются, но а усилий для принятия законов прикладывают мало», — говорит autonews.ua экономист Александр Охрименко.