2017 год для украинских автомобилистов оказался весьма примечательным в плане «закручивания гаек». Снижение максимальной скорости в населенных пунктах до 50 км/ч и усиление прав полиции — не единственное новшество, которое коснулось всех. В этом году правительство дважды расширило список служб, имеющих право ездить со спецсигналами. Autonews.ua разбирались, кто теперь требует особого внимания на дорогах и как на самом деле реагируют водители на мигалки разных служб.

Расширили список

На днях Кабмин разрешил использование световых и звуковых спецсигналов аварийным службам газа и пожарным подразделениям, которые не входят в состав ГСЧС. На оборудованные ими автомобили должно выдаваться разрешение в МВД. А в марте таким правом наделили автомобили Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), Госслужбы безопасности на транспорте («Укртрансбезопасность») и групп быстрого реагирования.

Реагировать на маячки и сирены таких автомобилей водители обязаны так же, как и на другой транспорт со спецсигналами: если спецмашина едет с включенным синим сигналом, водитель должен уступить ей дорогу, но останавливаться не обязан. Если горят синие и красные огни (или только красные), то в любом случае нужно будет остановиться у правой обочины. Оранжевый сигнал никакого приоритета не дает. Более детально нюансы поведения описывают ПДД.

Таким образом, в общей сложности, пользоваться спецсигналами синего цвета в Украине имеют право автомобили 20 ведомств и служб:

  • МВД
  • Нацполиция
  • Военная служба правопорядка ВСУ
  • Нацгвардия
  • Налоговая милиция
  • СБУ
  • Госспецсвязь
  • Государственная уголовно-исполнительная служба
  • НАБУ
  • Госбюро расследований
  • Управление госохраны
  • Пограничная служба
  • Госспецслужба транспорта
  • Госслужба безопасности на транспорте
  • Скорая помощь
  • Оперативно-спасательная служба гражданской защиты
  • Инкассаторы НБУ и других украинских банков
  • Подразделения ведомственной охраны НБУ
  • Аварийные службы газа
  • Пожарные подразделения, которые не входят в ГСЧС

Спецсигналы красного цвета как дополнительное оборудование могут устанавливаться исключительно на автомобили патрульной полиции и других подразделений Нацполиции, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

«Люстры» и «маячки» с красными и зелеными огнями — прерогратива исключительно подразделений Нацполиции и УГО, которые занимаются перевозкой охраняемых лиц.

Пропускать «скорые»: модно в Киеве, но не в регионах 

На сегодня отношение у водителей к тем, кто пользуется автомобилями со спецсигналами, двоякое. К примеру, в Киеве уже формируется культура уступать дорогу мчащимся скорым. Более того — показывать так свою вежливость входит в моду. «Раньше все стояли, мол, «куда я проеду?», а сейчас все дружно сунутся вправо-влево и таки скорую помощь пропускают. То есть, постепенно тенденция идет к пропусканию спецавтомобилей», — говорит autonews.ua руководитель портала dtp.kiev.ua Влад Антонов.

К сожалению, практические повсеместно водители не могут делить дорогу на перекрестках. «У наших водителей, когда они едут на свой зеленый, пока нет рефлексов пропускать спецтранспорт. К примеру, в Киеве такое часто происходит на проспекте Победы. Летит скорая на красный свет, а люди ее не пропускают. Пешеходы тоже — когда они переходят на свой зеленый, они не останавливаются пропустить, а стараются быстрее пробежать на ту сторону», — говорит Влад Антонов.

Также он замечал, что спецсигналы неправильно используют патрульные. «Подъезжая к перекрестку, они включают сирену уже на самом перекрестке. Это неэффективно. Чтобы водитель понял, что есть какая-то опасность, звуковой сигнал нужно включать за 7-8 секунд до подъезда к перекрестку. И желательно дублировать, как делали раньше в ГАИ: они кричали «Увага на перехрестя! Рухається спецстранспорт!». Если идет погоня, так они страхуют от столкновения и себя, и тех, за кем гонятся. К сожалению, новые патрульные об этом либо не слышали, либо боятся включать сирену. И когда сирена включается за полторы секунды до столкновения, ничего сделать нельзя», — отмечает Антонов.

В регионах культура отношений к транспорту со спецсигналами пока что хромает. На равнодушных водителей патрульные жалуются даже в образцово-показательном Тернополе. «Приходится постоянно проводить профилактическую работу по этому вопросу. Напоминаем, что за такое положен штраф в 510 грн», — жалуются в патрульной полиции Тернополя. А в Хмельницком в марте копы несколько часов гоняли по городу пожарный автомобиль с сиреной и мигалкой, наблюдая за реакцией других участников движения. Буквально на протяжении одного часа попалось пятеро водителей, решивших, что их дела важнее. То есть, допустив, что за час пожарные совершили пять 12-минутных поездок «от базы к месту пожара», получаем, что спасателей не пропускали буквально в каждой из них. По итогу четверым нарушителям сделали устное предупреждение, а пятого-таки оштрафовали на 510 грн.

Судились из-за не включенной мигалки 

К слову, забавный случай произошел в Кропивницком (бывший Кировоград). Там был суд по делу водителя скорой, который во время экстренного вызова отказался по просьбе врача (считается руководителем бригады) включать проблесковые маячки, так как ему вызов экстренным не показался. Из-за этого бригада добралась до пациента за 15 минут, а не за 10, как того требует инструкция. Руководство скорой решило привлечь водителя к дисциплинарной ответственности, однако, тот подал в суд и его от взыскания освободили. Оказалось, что тот в свое время не подписал должностную инструкцию, обязывающую при определенных вызовах включать спецсигнал.

А вот что касается случаев, когда спецсигналы незаконно используют обычные водители, то наказывать их удается далеко не с первого раза. Часто в этом фейлят сами полицейские, поймавшие нарушителей. Так произошло в октябре 2017 года в Голосеевском суде Киева: дело о незаконном использовании сирены судья был вынужден отдать на доработку в полицию. «В рапорте об изъятии спецсигнала не было указано, был ли он конфискован и где место его хранения. Кроме того не указана модель или другие идентифицирующие данные, к протоколу не добавлен вывод экспертизы. А потому суд лишен возможности установить, принадлежит ли он к специальным звуковым сигнальным устройствам», — объяснил судья Илларион Рудик.

Автоньюс