- 13 июня 2014
- ??????????????
![]() |
Такой состав техники был рассчитан на масштабные военные действия в условиях фронтов или патрулирование в мирное время, но мало подходит для Анти террористической операции (АТО), которую украинские силовики проводят на Донбассе.
Главная проблема – это уязвимость передвижения в колоннах и при патрулировании. Еще в Афганистане Советсткая Армия несла огромные потери, из-за засад мелких групп талибов. Конфликт в Чечне также обошелся очень дорого российской армии, которая воевала на советской технике. Но в России эти уроки учли, поэтому уже в Крыму были зафиксированы совсем другие подразделения и на абсолютно другом виде техники. Основные маршброски россияне выполняли на бронированных ГАЗ-2330 «Тигр», а уже закрепившись на местности и проведя разведку, подтягивали основные силы на КАМАЗах.
Украинские колонны на Донбассе то и дело попадают в засады, где несут большие потери. Все дело в том, что транспортом служат БТР-80 (на броне), или обычные бортовые ГАЗ-66, КАМАЗ-4310. Урал-4320. Даже отчаянная очередь из кустов может попасть в бойцов. Солдаты как могут, пытаются укрыться, но против огня из гранатомета – они бессильны.
Еще сложнее обстоит ситуация на блокпостах и при патрулировании границы. Сейчас единственным надежным укрытием дозоров служат бетонные блоки. Стоит только выйти и неровен час, попадешь под минометный огонь или пулю снайпера. Даже доставка пищи и воды – уже проблема. Ее привозят только на БТР.
Но еще большие проблемы украинские подразделения ожидают в местах «зачистки». В первые часы патрулировать освобожденные от боевиков города и деревни нужно только на бронетехнике, иначе рискуешь нарваться на очередь из любого окна. От безысходности, солдаты даже самостоятельно переоборудуют гражданские КАМАЗы.
Кровь, боль и позор украинской армии К сожалению, появление таких «броневиков» КАМАЗ – это позор не для украинской армии, а для генералитета, который не обеспечил необходимой техникой передовые части. Солдаты всеми способами пытаются защититься и самостоятельно забронировали самосвал КАМАЗ-55111, притом довольно грамотно из того что было под рукой. Бронелистами зашили кабину, кузов, колеса, даже моторное пространство за кабиной укрыто. Передние колеса такого «броневика» также имеют защиту, на дверях — бронежилеты. Да, такой «броне-КАМАЗ» имеет много недостатков, но он хотя бы позволяет солдатам проехать по городу без риска. В том же Мариуполе были зафиксированы и обычные бортовые ГАЗ-66, на которых солдаты сидят с открытыми спинами. Ветераны Афганистана помнят, что ГАЗ-66 в качестве транспорта забраковали еще тогда — слишком опасен. При наезде на мину шансов выжить у солдат очень мало. Поэтому колонны ехали только на капотных Уралах или ЗИЛ-131. Но украинские генералы боевой опыт предыдущих поколений, к сожалению, не важен. Как уже не раз отмечал AUTO-Consulting, Для патрулирования зоны АТО и сопровождения колонн украинской армии просто необходим MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected) автомобили, выдерживающие не только обстрел из крупнокалиберного пулемета, но и способные пережить подрыв фугаса мощностью до 8 кг тротила. Такую технику в Украине выпускают, но в войсках ее пока нет. Транспорт боевиков Боевики так называемой ДНР и ЛНР, а также наемники из России, постоянно меняют тактику. Вначале они воевали на чем придется. Как правило, это были отобранные на месте КАМАЗы, УРАЛы, КрАЗы, и всевозможный легковой транспорт.
Затем боевики начали настоящую охоту на инкассаторские автомобили, которые угоняли десятками. Такие «броневики» позволяли беспрепятственно штурмовать РОВД и игнорировать милицейские блок-посты.
Были на вооружении боевиков «трофейные» БМП, БМД, БРДМ. Но последние вылазки показали, что с каждым днем у боевиков появляется все более совершенное оружие. Уже никого не удивишь, ни огнеметом «Шмель», ни гранатометом АГС-17, ни даже ПЗРК «Верба» в руках у сепаратистов..
В ходе АТО в Мариуполе украинским войскам достались трофеи: пикап Mitsubishi L200, несколько КАМАЗов и подбитый ВАЗ-2110. А БРДМ с красноречивой надписью «ДНР» была уничтожена.
После неудачной стрельбы из БМ-21 «Град» боевики бросили загоревшуюся установку. Но предварительно заминировав и ее, и все подходы. А это означает, что вскоре на Донбассе начнется и «минная война». А к ней украинская армия, к сожалению, также не готова.
Опыт Ирака и других «горячих» точек последнего времени показал, что без надежной бронезащиты передвигающихся подразделений можно проиграть даже имея очень многочисленную армию. Танки и артиллерия в современных войнах уже не играют былую роль. Сложнее не захватить, а удержать потом территорию. Очень опасным становится не сам бой, а патрулирование местности, особенно в городах. И особенно в ночное время.
Американцы в Ираке начали использовать грузовики MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected) вместо обычного транспорта. И такая тактика сработала. Армии многих стран уже давно имеют на вооружении тот самый Hummer H1, который позволяет вести разведку и патрулирования, а при необходимости и уничтожать огневые точки.
По своим характеристикам российские бронеавтомобили уже не только не уступают зарубежным аналогам, но и реально ее превосходят. Россия тратит от 730 тыс. до 1 млн. евро за один MRAP собственного производства, не считаясь с расходами. Но есть и недорогие решения, например Урал-4320ВВ, который фактически стал напоминать БТР. Главная цель уже достигнута: российские автозаводы такую технику освоили и начали ее серийный выпуск. Сейчас ведется работа по импортозамещению, чтобы Россия смогла на 100% самостоятельно выпускать все компоненты таких авто.
Александр Турчинов анонсировал, что закупят и 200 единиц ББМ «Дозор-Б». А вот о закупке защищенных MRAP производства КрАЗа пока не слышно. Хотя у КрАЗа есть готовые решения такой техники не только для перевозки личного состава, но и санитарного авто и машины разминирования путей.
Мобилизовав всю промышленность, украинскую армию можно в считанные месяцы укомплектовать современным армейским транспортом и автомобилями. Но доля этого нужно задаться этой целью. А кроме спасенных жизней, такой заказ еще и спасет предприятия от остановки в период кризиса. |
document.write(«»);