Есть прославленные автомобили, ставшие любимыми в народе легендами, а есть и модели, ушедшие в небытие с позором. Мы решили приоткрыть страницы этих неславных историй. Итак…

 

1. Ford Edsel

В 1957 году американский концерн помпезно представил новую модель большого седана, названную ни много ни мало в честь безвременно ушедшего из жизни Эдсела Форда – единственного сына основателя компании Генри Форда.

Новая модель оказалась не без грехов – покупатели жаловались на незначительные недоработки вроде невнятной работы автоматической коробки передач. Однако машину погубил дизайнерский изыск. Ассоциация феминисток углядела в вычурной решетке радиатора Ford Edsel… очертания женских гениталий!

По всей стране у дилерских салонов Ford разъяренные дамы начали устраивать демонстрации с требованием запретить выпуск и продажу автомобилей, унижающих достоинство прекрасной половины человечества.

Ford, надо отдать должное, держался стойко и расстался с неприличной моделью только спустя два года. Своих покупателей обрели чуть более ста тысяч машин – примерно пятая часть от изначально запланированного концерном объема производства.


 

2. Chevrolet Corvair

Не менее грандиозный скандал в те же годы разразился вокруг детища Chevrolet – экстраординарного седана Corvair с двигателем воздушного охлаждения, расположенным в задней части кузова. Известный журналист Ральф Нейдер выпустил не то что статью, а целую книгу под громким названием «Опасен на любой скорости!».

Автор во всех подробностях расписал несовершенство задней подвески автомобиля, которое приводило к повышенной склонности к опрокидыванию – в том числе на безобидных даже для тех времен скоростях. Концерн General Motors, вместо того чтобы признать свою ошибку и принять срочные меры к исправлению опаснейшего конструкторского недочета, сам же подлил масла в огонь, вздумав затеять с журналистом судебную тяжбу.

Вопреки всем ожиданиям автомагнатов, Нейдер выиграл суд – и GM был вынужден пойти на попятную: в подвеску Corvair был внедрен стабилизатор, все уже выпущенные и проданные потребителям машины были отозваны для модернизации. Однако репутацию модели это уже не спасло: после прогремевшего на всю Америку скандала больше никто не захотел покупать Corvair.

 

3. Ford Scorpio

Все помнят поток подержанных европейских автомобилей, хлынувших к нам в 90-е, – одним из самых популярных был Ford Scorpio первого поколения. А вот преемник этой модели в пух и прах разбил все положительные впечатления покупателей как в Европе, так и у нас.

Причем к технической части машины претензий не было – провальной оказалась внешность. Унылые безвольные очертания пухлого кузова, рыбий взгляд безыскусных фар, «корма» в ретро-стиле с крохотными фонарями – даже с большими скидками Scorpio продавался очень туго.

 

4. ГАЗ-М20 «Победа»

Летом 1945 года в Кремле товарищ Сталин принимал опытный образец нового легкового автомобиля. Заводчане доложили вождю народов, что решили назвать машину «Победа». Сталин критически осмотрел новое детище ГАЗа, немного проехался на нем и разочарованно проговорил: «Невелика «Победа», но пусть будет «Победа»…

Победа завода, едва ставшего на ноги после тяжелой войны, и впрямь была невелика. Машины первой серии, начавшие сходить с конвейера к лету 1946 года, получились невероятно низкого качества. Сказались и обходные технологии не до конца отлаженного производства, и обильные конструкторские недочеты.

В итоге осенью 1948 года завод был вынужден на два месяца полностью остановить производство «Победы» – когда оно возобновилось, с конвейера сходили уже кардинально иные автомобили, переработанные более чем наполовину: даже форма крыши у них уже была иной, значительно приподнятой в зоне задних сидений.

Как вспоминали современники, высокое армейское начальство катало на завод «телеги» по поводу того, что на заднем сиденье «Победы» первой серии высота потолка не позволяла сидеть в папахе…

 

5. Simca 1307

Многие сразу узнают в этой машине «Москвич-2141» – и будут правы: Минавтопром в свое время действительно поставил московскому заводу как образец это детище французского автопрома. Которое, впрочем, у себя на родине потерпело фиаско, уведя за собой в небытие сразу два бренда – Simca и Talbot.

Косвенной причиной неудачи стал общий экономический кризис 70-х – большие, хорошо оснащенные и комфортабельные автомобили оказались многим не по карману. Французы пытались спасти положение, построив из экстравагантного хэтчбека седан – его стали продавать под маркой Talbot Tagora.

Несмотря на все усилия, рынок холодно отнесся к этим потугам – в итоге концерн PSA был вынужден ликвидировать оба бренда.

 

6. MINI Coupe и Roadster

Самый яркий пример из новейшей истории. Марка MINI в творческом ажиотаже расплодила свой модельный ряд – и только потом, как говорится, подсчитала и прослезилась. Как минимум две версии компактного авто оказались вовсе не нужны покупателям – очень нишевые и специфичные купе и кабриолет.

Их суммарные продажи оказались в двенадцать раз меньше, чем у обычного хэтчбека MINI. Приговор оказался суров, но рационален: с производства – снять.

 

7. NSU Spider

Западногерманская марка NSU, которая в итоге влилась в Audi, по праву может гордиться одной из самых интересных конструкторских школ в мировом автомобилестроении. Создатели NSU никогда не стеснялись экспериментировать – отдельные модели получились известными и успешными, как, например, NSU Prinz (с него был скопирован дизайн ЗАЗ-966).

А другие принесли бренду сплошные убытки. Так, в 1964 году NSU запустил в производство Spider – первый в мире серийный автомобиль с роторно-поршневым двигателем Ванкеля. Моторчик объемом всего пол-литра выдавал 50 л.с. и живо разгонял компактное купе до150 км/ч!

Однако эмоции покупателей были совсем не восторженными. За живость темперамента пришлось сполна расплачиваться на заправках: маленький, но удаленький двигатель с завидным аппетитом потреблял не только бензин, но и масло. Да и ресурс мотора невиданной конструкции оказался очень малым. Как следствие, за три года было выпущено и продано всего 2375 автомобилей.

 

8. Spatz Victoria

В небогатые послевоенные годы в Германии необычайную популярность набрали компактные микролитражные автомобильчики габарита мотоколясок. Самый известный пример – BMW Isetta. Но были и конструкции куда менее знаменитые и успешные. Среди тех, кому не повезло в наибольшей степени, – пожалуй, Spatz Victoria, творение небольшой баварской фирмы, выпускавшееся малыми партиями с лета 1956 года.

Симпатичный и аккуратный микроавтомобиль оказался наделен двумя смертельными конструкторскими просчетами: его бензопровод постоянно трескался и протекал, а кузов, выклеенный из стеклопластика, сгорал буквально за минуту, оставляя после себя лишь кучку горестного пепла. За два года было выпущено лишь чуть более полутора тысяч машин.

 

9. Borgward Arabella

Заокеанская автомода скоро проникла и на европейские просторы. Немецкая фирма Borgward выпустила ряд моделей, отличавшихся американской стилистикой – кили-плавники в обводах задней части кузова, обилие хрома, панорамные стекла.

Одна из недорогих машин, выпуск которой стартовал в 1960 году, получила название Arabella. Однако покупатели ее иронично переименовали в «Аквабеллу» – кузов элегантного купе нещадно протекал даже в небольшой дождик, так что воду из салона приходилось буквально вычерпывать ковшами.

Вдобавок дилерские сервисы захлебнулись от множественных гарантийных обращений по проблемам с коробками передач, которые чуть ли не рассыпались на шестеренки.

 

10. Rumpler Tropfenwagen

Немецкому конструктору Эдмунду Румплеру, пожалуй, не повезло жить в своей эпохе – многие из его футуристичных идей пришлись не ко времени и не нашли отражений в покупательских симпатиях. В 1921 году фирма Rumpler выпустила диковинный автомобиль Tropfenwagen – напоминавший не то дирижабль (благодаря маленьким крылышкам спереди), не то подводную лодку.

Впрочем, на судно он оказался похож не только формой, но и содержанием – уверяют, что на дороге он «плавал», отличаясь размазанной, неточной управляемостью. Еще одной неудачной выдумкой Румплера стал слишком сложный для технического уровня тех лет двигатель – W-образный.

Подобную компоновку только в конце 20 века смог воплотить Volkswagen, а вот двигатель Румплера оказался чересчур сложным, трудоемким в обслуживании и ненадежным.

Юрий Верховцев

document.write(«»);