Какие изменения ждут ГАИ

Когда в деле контроля за дорожным движением полностью исчезнет человеческий фактор. Об этом  – официально от руководства ГАИ.

За последнее время в центре коррупционных скандалов оказались сразу два начальника Госавтоинспекции. И.о. начальника ГАИ Александр Ершов Ушел в отставку 19 мая. Журналисты опубликовали доказательства, что родственники главного автоинспектора страны ездят на роскошных автомобилях , а его дочери отдыхают по десять раз в году на дорогих курортах. При этом в 2013 году официальные заработки Александра Ершова были довольно скромными, а в прошлом году он и вовсе отказался подать декларацию о доходах. 
Это уже вторая  громкая отставка в Госавтоинспекции. 2 апреля Арсен Аваков сообщил, что служба внутренней безопасности  раскрыла ряд преступных схем в ГАИ Киева. Был задержан начальник отдела организации МРЭО ГАИ  Николай Жебель. А начальника киевской ГАИ Николая Макаренко,  организатора преступной группы, объявили в розыск. После этого начальник ГАИ Александр Сиренко написал рапорт об отставке.
Сегодня кресло главного ГАИшника страны прочат 29-летнему Владиславу Криклию. В интервью изданию “Главком” Криклий еще в статусе заместителя начальника ГАИ рассказал о грядущих переменах в испекции.
– Вы пришли в ГАИ, чтобы заняться реформой МРЭО.
– Это мое основное направление. В дальнейшем департамент ГАИ будет реорганизован по двум направлениям: патрульная полиция (к которой перейдут функции нынешних ДПС и ППС) и сервисные центры.
– Речь о новых 2000 сотрудников, которые сейчас проходят обучение в Академии внутренних дел?
– Да, если говорить о Киеве. Потом у нас по плану Львов, Одесса, Харьков, Днепропетровск.
– Вам, если верить источникам в правительстве, придется управлять одним из самых коррумпированных ведомств в стране. Вы к этому готовы, учитывая ваш возраст и отсутствие опыта работы в ГАИ?
– Скажу честно, я не вижу себя государственным служащим в перспективе десяти лет. Это мой личный среднесрочный проект и вклад в развитие Украины. В политике я себя еще также не вижу. Хотелось бы за один-два года максимально автоматизировать все процессы, которые сейчас коррумпированы.
– Когда на улицы Киева выйдут новые патрульные полицейские?
– С 1 июля.
– Сколько людей планируется набрать по всей Украине?
– Сложно сказать. Только в патрульной службе Киева будет задействовано 2100 человек, включая бэк-офис. Столица будет первым этапом и самым показательным. Мы поймем, справляется ли то количество патрульных, которых определили для столицы.
–Вы говорили, что надо решать проблемы комплексно, не хватаясь за частные случаи. Но частности могут иллюстрировать общую картину. Например, можно вспомнить о том, как паркуются депутаты под парламентом. Там постоянно находятся сотрудники ГАИ, которые упорно не замечают грубейших нарушений. Как решать эту проблему?
– Сегодня инспектор ГАИ может выписать штраф, составить админпротокол на каждый автомобиль, который неправильно припаркован.
– У вас есть данные, сколько штрафов депутатам выписано в этом году?
– Достаточно. Многие народные депутаты даже нормально реагируют, когда их останавливают за превышение скорости, они платят.
– Вы наверняка уже проводили совещание с руководителями областных управлений ГАИ. Обращали внимание, на каких автомобилях они приезжают?
–Я не наблюдал там машин представительского класса.
– Тогда мы рекомендуем вам заехать под любое районное управление ГАИ в Киеве. Вы удивитесь.
– Мне известно, что и начальники МРЭО ездят на элитных автомобилях при зарплате в 2500 гривень.
– Доходы, о которых можно визуально судить по часам и машинам ГАИшников, явно не соответствуют их  зарплате. Вы  с этим разобрались?
–Конечно, человек не должен работать в системе, если он изначально обманывает.   К сожалению, все идут сюда, потому что, в отличие от коммерции, не нужно искать новые контракты. Деньги сами плывут к тебе.
В МРЭО, которые мы будем реформировать –  больше всего коррупции. Заходя в  МРЭО, человек заранее ищет посредника, который поможет ему ускоренно получить какую-либо услугу. Он даже не пытается ее официально получить.
– Большинство учеников автошкол не хотят добросовестно учиться. Может, так происходит потому, что такая возможность существует и особо не скрывается?
– Совершенно верно. У нас все начинается еще на уровне автошкол. Они фактически выступают сборщиками денег. Если в автошколе из 30 человек в группе 29 платят, то 30-й ученик тоже будет платить. Людям навязали, что это единственная возможность получить водительское удостоверение. К тому же, большинство учеников автошкол не хотят добросовестно учиться. 
– Как будет работать сервисный центр, который вы открываете вместо “морально и физически изношенных” МРЕО?
– Во-первых, предусмотрена экстренная сдача экзаменов. Появляется возможность сдать их быстрее, если человек  подготовился. Мы хотим оборудовать автомобили сенсорами, чтобы экзаменаторы не влияли на принятие решения о сдаче водителем практического задания.
– В Украине нет законодательной базы для внедрения автоматической фиксации нарушений. Сколько будет стоить оборудование для внедрения фото- видеофиксации?
– Решение еще не принято. Это может быть всеукраинский  проект, когда выбирается единый поставщик оборудования, который в дальнейшем будет его обслуживать и обновлять. Такая система работает во многих странах. Второй сценарий – передать все на местный уровень, чтобы городские власти самостоятельно проводили конкурсы и подключались к общей системе МВД.
Вопрос в том, что у нас еще нет законодательной базы для внедрения автоматической фиксации нарушений. На проспекте Победы в Киеве порядка 60% водителей превышают скоростной режим. Они — потенциальные нарушители, и могли бы уже наполнять бюджет.
– Новая система фиксации автонарушений полностью исключает человеческий фактор или же, как и раньше, будет человек с “Визиром” и жезлом?
– Человеческого фактора не будет. Существуют разные подходы. Оператору на монитор выводится картинка с плохим разрешением, он не видит номера автомобиля. Он только фиксирует факт нарушения, после чего информация запечатывается в конверт и отправляется по почте водителю. Или смс-оповещением на мобильный телефон.
– Что в итоге мы получим: борьбу за снижение числа нарушений или стремление увеличить собираемость штрафов?
– Естественно, превенция. Задача на национальном уровне – уменьшение аварийности, смертности и отказ от нарушений. Местные бюджеты, вероятно, будут рассматривать реализацию проекта как возможность наполнить бюджет. У нас задача не в том, чтобы номинально снизить цифру в статистике. Мы получаем печальную статистику смертей по Украине. Шесть-семь случаев ежедневно.
– Возможность безнаказанно превышать скорость на 20 км/час оправдывает себя? Будете ли изменять верхнюю планку ограничения скорости?
– Чаще всего в городе и так превышают скорость более чем на 20 км. Но это не основная проблема. Как раз внедрение фотофиксации и поможет отслеживать такие вещи. 
– Есть мнение, что нельзя вводить “бонусные” штрафные баллы (водителям начислят по 150 баллов, которые будут постепенно снимать за фиксированные нарушения. После того, как их количество достигнет нуля, водителям начнут начислять штрафы, которые нужно оплатить в течении месяца) за нарушение ПДД. Мол, они дают право водителям какое-то время безнаказанно нарушать правила, а это вызовет рост аварий. Ваша позиция?
– Есть ряд грубых нарушений, которые мы убрали из законопроекта. Это статьи, по которым нельзя просто снять баллы. Предусмотрены нарушения, которые будут фиксировать инспекторы патруля. Например, проезд железнодорожного перекрестка. Мы запускаем балльную систему, чтобы дать некоторое время автомобилистам адаптироваться к ней. Если мы увидим негатив, в чем я сомневаюсь, то  сможем заменить систему и перейти к чисто европейскому образцу, где баллы применяются параллельно со штрафами.
– Откуда взялась цифра 150?
– Модели в разных странах разные. То, что предлагаем мы – ноу-хау, нигде такого больше нет.
– На сколько нарушений их хватит?
– Превышение скорости более чем на 20 км будет “стоить” 20 бонусных баллов нарушителю.
– То есть, пять-семь нарушений.
– Наблюдая за лихачами на дорогих авто в городе, я думаю, они и за сутки смогут обнулить баллы. И появится ряд желающих существенно наполнять бюджет страны.
–Сколько   в Украине ежемесячно поступает штрафов в бюджет?
– В прошлом году было перечислено 384,7 млн. гривень. Начиная с января этого года, сумма оплаченных штрафов составила 102 млн. Уверен, что базовые сборы по   штрафам вырастут за счет того, что мы сделаем более технологичной патрульную полицию.
Чаще всего водителю было выгодней дать взятку сотруднику ГАИ, чем платить более ощутимый штраф. Кроме того, это экономило время водителя, потому что протокол в среднем составлялся 10-20 минут. Сейчас предусмотрена печать всех нарушений на квитанции, которая фактически будет протоколом, возможность заплатить штраф на месте и забрать квитанцию. Это мы уже внедрили с помощью POS-терминалов в патрульных машинах.
–Когда водители смогут зайти в Интернет и по номеру техпаспорта проверить, есть ли у меня штраф?
– В ближайшем будущем. У нас будет двойная верификация по номеру авто и техпаспорта, что позволит убедиться, что человек действительно собственник транспорта.
–Сколько времени нужно на создание такого сервиса? Год, два?
– Нет, конечно. Это вопрос нескольких месяцев.
– В ноябре прошлого года  ГАИ получила монополию на производство новых номерных знаков.
– Нет,  ГАИ не принимает решения о закупках. Они происходят централизовано через МВД. У нас есть патент на госномер, и мы предоставляем возможность производителю, который выиграл тендер у министерства, использовать его.
 – В  МРЭО существует вечная проблема отсутствия бланков. Раньше задержка в их изготовлении  была связана с задолженностью правительства консорциуму “ЕДАПС”. Сейчас ГАИ работает с госпредприятием полиграфкомбинат “Украина”. Но водители по-прежнему жалуются на отсутствие бланков. Как собираетесь решать эту проблему?
– Эта проблема решена. В полиграфкомбинате из-за скачка доллара долго не могли определиться с ценой. Сейчас это 201 гривня.
– Очень часто, если в МРЭО говорят, что бланков нет, это не значит, что их реально нет, а значит, что за бланк надо доплатить.
– Наши соотечественники любят создавать излишнюю панику и доверять непроверенной информации.  Поэтому необходимо проверять информацию, а не доверять различным “посредникам”, которые часто присутствуют рядом с МРЭО. Реальный дефицит есть только с номерами.
– С чем он связан?
Антимонопольный комитет много раз переносил заседание, на котором обсуждался тендер по закупкам номерных знаков. Фактически по его вине завод-изготовитель не понимал своих дальнейших действий. В результате Антимонопольный комитет все жалобы снял, и производство началось, но оно требует времени.
– Замгенпрокурора Давид Сакварелидзе рассказывал, что, по его информации, назначение областных прокуроров в зависимости от региона стоило от 300 тысяч до 3 млн. долларов.
– Какие у нас богатые люди в стране (смеется).
– Вы уже выяснили, сколько стоило в прошлом году назначение областных начальников ГАИ?
– Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. На уровне слухов совсем разные цены. Явно не три миллиона.
– И все-таки?
– Я слышал о 30 тысячах долларов.
Авторы: Оксана Лой, Федор Орищук, Станислав Груздев (фото), “Главком”

document.write(«»);