Ассоциация «Укравтопром» подала жалобу на производителя бюджетных авто из Узбекистана.

На страницах «Урядового курьера» опубликовано сообщение Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) «о нарушении антисубсидиционного расследования относительно импорта в Украину легковых автомобилей происхождением из Республики Узбекистан». Расследование начато по жалобе ассоциации «Укравтопром», объединяющей украинских производителей автомобилей, пишет  auto.ria.com.

Причина подачи жалобы – подозрение узбекских производителей (фактически – одного Ravon, ведь расследование будет касаться только новых легковых авто с бензиновым двигателем объемом от 1 до 1,5 литра) в том, что они получали субсидии от своего государства. Вследствие этого, по подсчетам «Укравтопрома», в течение 2015-2017 годов в нашей стране произошел значительный рост импорта автомобилей из Узбекистана: на 760,7%.

Потребление именно легковых авто из этой страны выросло на 440,7%, а по сравнению с внутренним производством – на 957,7%. Это, по мнению авторов документа, могло «нанести существенный вред национальному товаропроизводителю». Что ж, в случае удовлетворения жалобы могут быть введены дополнительные пошлины на «вредные товары», что может сделать работу импортеров марки Ravon невыгодной или вообще остановить ее, а покупатели будут вынуждены платить больше (поскольку машины бренда подорожают) или отказываться от покупки «Равонов» в пользу продукции других марок.

Ravon и соперники. С этой маркой украинские автомобилисты уже хорошо знакомы: это легковые автомобили, построенные в сотрудничестве с GM, с приемлемой комплектацией и самой доступной на рынке новых машин ценой.

Примерно за 200 тысяч гривен можно стать владельцем небольшого сити-кара Ravon R2, который выпускается исключительно с гидромеханической автоматической коробкой передач, в зависимости от версии комплектуется двумя или четырьмя подушками безопасности, кондиционером, ABS, аудиосистемой и другими опциями. Более подробно ознакомиться с Ravon R2 можно прочитав наш тест-драйв этой модели.

Немного крупнее и чуть дороже седан Ravon R4. Он тоже неплохо оснащен системами комфорта и безопасности, есть версии с 6-ступенчатым «автоматом». Дизайн этого авто, возможно, «на любителя», но перед тем, как критиковать его за внешность, стоит посмотреть на цены: дилеры марки просят за эту модель «в базе» 259 тысяч гривен, максимальная комплектация обойдется в 319 тыс. грн. Тест-драйв этого автомобиля здесь.

Стоит заметить, что у конкурентов ближайший вариант с автоматической коробкой передач (подобный R4) будет стоить не меньше 440 тысяч гривен. Если же исследовать прайс-лист Skoda (единственная марка, автомобили которой производятся в Украине), то рядом с самым дешевым Rapid с «автоматом» вы увидите цену в 469 235, а Fabia стоит 494 238 грн. Также в автосалонах Ravon предлагается модель Gentra (цена от 287 тыс грн), а в ближайших планах узбекских автопроизводителей выпуск кроссовера на базе Chevrolet Tracker, который, вероятно, тоже продавался бы по доступной цене и с хорошей комплектацией.

«Национальное автопроизводство»

В жалобе от «Укравтопрома» упоминается о «существенном вреде национальному товаропроизводителю». Опираясь на статистические данные от этой же ассоциации отметим, что автомобильная промышленность в Украине сейчас в силах конкурировать разве что с отдельными производителями эксклюзивных суперкаров, которые собирают свою продукцию вручную и поштучно. «На плаву» остался единственный завод, который производит легковые автомобили – «Еврокар» из Соломоново, что в Закарпатье, который продуцирует легковушки Skoda.

Конвейер АвтоЗАЗа остановлен, корпорация «Богдан» тоже не впервые вписывает нули в статистику производства легковых авто. Фактически, объемы в несколько сотен легковушек, которые ежемесячно покидают ворота «Еврокара» (при производственных мощностях в 100 тысяч авто в год), называть «национальным автопроизводством» сложно. Также эти показатели трудно сравнивать с объемами импорта новых автомобилей – даже без доступного кредитования и при тройном обесценивании гривны (относительно доллара или евро) автосалоны дилеров реализуют ежемесячно несколько тысяч, а не сотен новых авто.

Беда не учит

Как свидетельствует опыт, введение «сухого закона» влечет за собой развитие самогоноварения. Повышение штрафов порождает коррупцию. Увеличение налогового давления заставляет бизнес уходить в тень. Можно продолжать этот перечень, но вряд ли стоит. В автомобильном секторе есть очевидный пример – установление непомерных ставок растаможки и необоснованное введение экостандартов «Евро» вылилось в полное игнорирование правил легального импорта автомобилей, — так появился парк «евроблях».

Автомобильный рынок, как и любой другой, должен быть защищен от некачественных, опасных товаров, но не может искусственно закрываться от продукции, которая просто хорошо продается, потому что качественная и имеет привлекательную цену. Покупатели или продавцы новых импортных автомобилей, машин украинского производства, или же те, кто желает привезти б/у машину из-за границы, должны быть в равных условиях, иметь одинаковое право выбора и равные возможности для конкуренции.

Украинский автопром не смог выжить в тепличных условиях, которые искусственно создавались для него в течение многих лет. Еще и по довольно дорогой цене, которую пришлось платить всем, — и не только автовладельцам. Так стоит ли пытаться строить новые стены, которые бы защищали «национального производителя», если на практике доказано, что способы эти абсолютно неэффективны?