- 09 сентября 2015
- ukrautonews.com
Российский автопром всегда славился своими «произведениями искусства». СМИ составили список 13-ти самых неудачных экземпляров российских инженеров.
ЗИС-101, 1934 год
В 1930-е годы наши коллеги с гордостью старались описать каждый новый советский автомобиль, едва о нем появлялись хоть какие-то сведения. Ведь новинок-то было – наперечет! О представительском автомобиле, который готовит ЗИС, журнал сообщил за два года до начала его производства. Коллеги подробно разобрали конструкцию и даже не скрыли важного факта: «Внешний вид будет очень близок к машине «Бьюик» 1934 года». Именно его фотографии и опубликовали в ЗР с подписями: «ЗИС-101″. Машина, которая пошла в серию двумя годами позже, имела с той, что на фото, очень мало общего. Но зато стала серийной.
Современный автобус вагонной компоновки, рассчитанный на 65 пассажиров, да еще с новым 155-сильным двигателем, установленным сзади поперечно! Конечно, обойти вниманием столь прогрессивную и необычную для СССР конструкцию «За рулем» просто не мог. Машина существовала в единственном экземпляре. Правда, журнал и не обещал, что она вот-вот станет серийной, но тон публикации был оптимистичный. Первый серийный вагонный автобус ЗИС-154 появился относительно скоро – сразу после войны.
КИМ-10, 1939–1940 годы
Описание первого советского малолитражного автомобиля, рассчитанного на частных владельцев, впервые опубликовали в ЗР еще в 1939 году, когда на московский Завод имени КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) еще только завозили оборудование – живых автомобилей, даже опытных образцов, в ту пору не было. Весной 1940-го, когда в журнале появилось фото КИМ-10-50 на первомайской демонстрации, существовало три прототипа. Несколько сотен серийных машин собрали лишь в 1941 году и тогда же создали четырехдверный прототип КИМ-10-52. Но о нем журнал написать уже не успел…
«ОГОНЕК», «ЦЕЛИНА», 1959–1962 годы
Конец 1950-х и начало 1960-х годов – время больших строек, новых автозаводов и автомобилей. Эпоха радужных надежд. Одна из них – легкая и недорогая машина для села. НАМИ действительно готовил такую модель. Разнообразные прототипы рождались чуть не каждый год. Сначала появился «Огонек». Внешне – эдакая уменьшенная во всех измерениях «Нива», плод сотрудничества НАМИ и Ирбитского мотоциклетного завода. Машина со стеклопластиковым кузовом и мотоциклетным мотором имела колесные редукторы, а в перспективе обещали и понижающую передачу.
Через полтора года известный советский конструктор Б. М. Фиттерман представил на страницах журнала полноприводный грузовичок «Целина». Речь уже шла о целой гамме модификаций, ждать которых оставалось вроде бы совсем недолго. Наконец, в конце 1962-го «За рулем» писал: «С нового года с конвейера «Коммунара» начнет сходить грузопассажирский автомобиль».
«Итак, ЕрАЗ-3730 скоро будет выпущен первой опытной партией». Оптимистическую ноту статьи поддерживала фотография трех прототипов – пары микроавтобусов и фургона. Мелкосерийное производство с горем пополам начали лишь в середине 1980-х, но и в 1990-е годы, уже после распада СССР, «новые» ЕрАЗы, представленные два десятка лет назад, массовыми так и не стали.
«Пеппи», 1990 год
Этот автомобиль – один из курьезов времен перестройки. Но не рассказать о нем нельзя. Машину с мотоциклетным мотором, как у серпуховской мотоколяски С3Д, выставили на ВДНХ в павильоне «Мелиорация и водное хозяйство». Ее сделало псковское предприятие «Гидроимпульс», выпускавшее до этого автобусы на горьковских шасси, а затем известное под именем «Псковавто». Объявили даже о планах делать 10 000 машин в год.
БАЗ-3778, 1993 год
Перестроечный термин «конверсия» подразумевал, что предприятия военно-промышленного комплекса вскоре завалят страну мирными и необходимыми ей товарами. Брянскому автомобильному предстояло развернуть производство полуторок, которыми еще с середины 1980-х занимался НАМИ, а выпуск планировали сначала в Ульяновске, затем в Кировабаде. До конца 1993 года в Брянске обещали собрать уже 500 машин. А там, сулили нам, пойдут микроавтобус, санитарка, хлебовозка и прочие модификации. И что же? До 1996 года сделали чуть более 150 кустарно изготовленных экземпляров, после чего громкий проект стал историей.
ВАЗ-2151, 2002 год
Этот автомобиль удостоился места на нашей обложке. Еще бы! ВАЗ-2151 должен был сменить самое массовое в то время вазовское семейство – «классику». Машина с двигателем объемом 1,7 л была уже не концепт-каром, а ходовым образцом. Крайним сроком начала мелкосерийного производства седанов, а потом и универсалов в ОПП Волжского автозавода называли 2006 год. Однако жизнь повернулась так, что вкладываться в новое семейство классической компоновки не было смысла. Старые машины покупали еще десятилетие, а потом вопрос отпал сам собой.
«Фиат-Сиена/ Палио/Мареа», 1997 год
Меморандум о создании СП под громким названием «Нижегородмоторс» между «Фиатом» и ГАЗом подписали в Москве в присутствии премьер-министра Италии. Планы были серьезные: 150 000 автомобилей в год! «За рулем» тут же подробно описал итальянские седан, универсал и хэтчбек. Ведь совсем скоро они, как все были уверены, станут одними из самых доступных иномарок. Но в 1998 году ударил кризис… А о продажах легковых машин в объемах, запланированных полтора десятка лет назад, фирма «Фиат» и сегодня может лишь мечтать.
УАЗ-3165 «Симба», 1999 год
Мы пощупали симпатичный минивэн «Симба» почти сразу после того, как ульяновцы научили первые прототипы ездить. Для целого семейства машин планировали задний и полный привод, современные двигатели, разные кузова. «Буханке» тогда уже стукнуло 40 лет, а ныне перевалило за пятьдесят – и реальной замены ей по сей день нет.
Несколько лет мы описывали и даже тестировали опытные образцы большого и комфортабельного газовского вседорожника. Прототипы меняли внешность и комплектацию. В конце 2004 года назвали даже цену на ГАЗ-3106 12 000 долларов. Однако уже в следующем году проект окончательно забросили, чтобы начать новые. С такой же судьбой.
«Ё-мобиль», 2011 год
Согласитесь, не откликнуться на этот проект Прохорова было нельзя. Хотя нам всё было ясно с самого начала. Но ведь несуществующий (да и как он мог существовать?) автомобиль набрал-таки в Интернете 130 000 заказчиков! «За рулем» сразу сказал: так в XXI веке автомобили не делают. И оказался прав. Не помог ни стенд на салоне во Франкфурте, ни ходовой образец (наспех закамуфлированный «Сузуки»): в 2013 году проект закрыли официально.
Marussia, 2008 год
Проект по производству российских суперкаров начинался очень пафосно. Шоумен Николай Фоменко выступал в роли дизайнера и главного вдохновителя. Он нашел спонсоров, создал парочку концептов и даже… команду «Формулы 1″. Но производству вечно чего-то не хватало. Сначала выпуск первого серийного автомобиля был перенесен с 2009 на 2010 год, и так далее, пока в апреле 2014 года проект не закрыли с многомиллионными убытками. Немногочисленный персонал выгнали на улицу, а макеты созданных машин оставили гнить на заднем дворе.
document.write(«»);